Запись на 2016/17 учебный год

Поступление в докторантуру ВШХТ

4 мая 2013 | Рубрика: Обучение | Автор: Александра Рыбинская

Докторантура — высшая образовательная ступень в Чехии. По ее окончании человек получает международный титул PhD. С некоторыми оговорками докторантуру можно назвать аналогом российской аспирантуры. Обучение в чешской докторантуре доступно только для тех, кто уже имеет высшее образование не ниже магистерского. Чтобы выпускнику российского вуза поступить в докторантуру, необходима нострификация диплома о высшем образовании. Студенты, учившиеся в России по схеме «4+2» (4 года на бакалавриате, 2 в магистратуре), как правило, без проблем нострифицируют свои дипломы — их образование признают равноценным чешскому магистерскому. У тех же, которые учились на специалитете (5 лет), ситуация не так однозначна: диплом может быть ностифицирован и как бакалаврский, и как магистерский — в зависимости от количества часов в дипломе.

dok

Лично я училась в России как раз на специалитете. Поэтому до того момента, пока у меня еще не было на руках нострификации моего диплома, я не была уверена в том, что пойду в докторантуру. Держала ее в уме: на Дне открытых дверей в ВШХТ приглядывалась к тематикам работы научно-исследовательских кафедр, к профессорам, задавала вопросы про обучение в докторантуре. В итоге, когда стало известно, что мой диплом нострифицировали как магистерский, мне это очень помогло.

Выбор кафедры и тематики работы

Обучение в докторантуре — это далеко не то же самое, что обучение на бакалавриате или в магистратуре. Это — на девяносто процентов самостоятельная работа, научные исследования. Лекций и семинарских занятий в докторантуре — самый минимум. Основную часть времени докторанта занимает проведение экспериментов в лаборатории, анализ результатов, написание статей и отчетов. Человек работает в тесной научно-исследовательской группе, в постоянном контакте с узким кругом людей. Главный начальник докторанта, который определяет все, — это его научный руководитель. Именно научный руководитель, а не комиссия, имеет решающее слово при оценке работы докторанта, через него решаются все вопросы, связанные с обучением и написанием диссертации. Научный руководитель организует работу докторанта, помогает с проведением экспериментов и написанием статей. К выбору научного руководителя нужно подойти со всей возможной ответственностью. Очень важно сразу понять, «сработаетесь» вы с ним или нет. Также стоит обратить внимание на сотрудников кафедры — будущий рабочий коллектив. Именно эти люди и составят ближайший круг общения на последующие несколько лет.

lide

На Дне открытых дверей в ВШХТ я приглядывалась не только к тематикам работы научно-исследовательских кафедр, но и к людям, которые там работают. Прикидывала, сможем ли мы найти общий язык, комфортно мне или нет будет работать в их обществе. Обращала внимание и на то, как они рассказывают о своей работе: с энтузиазмом или без, интересно им самим или нет. Надо сказать, в этом смысле у меня сложилось положительное впечатление о всех без исключения кафедрах ВШХТ: везде работают очень заинтересованные и приятные в общении люди. Хотя, может быть, Дни открытых дверей только такие люди и проводят: ведь это надо быть большим энтузиастом своего дела, чтобы на протяжении многих часов стоять у столов с колбочками и пробирками, и каждый раз каждому подошедшему человеку рассказывать одно и то же, но так, как будто рассказываешь все это в первый раз? Тяжелая эта работа — День открытых дверей проводить…

dod

Состояние лабораторий — это следующий важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из виду. Оборудование, мебель, организация рабочего места, наличие у каждого сотрудника своего стола и компьютера — это все очень важно. Для химика большое значение имеет также то, какие реактивы стоят на полках, достаточно ли в лаборатории расходных материалов — салфеток, перчаток, одноразовых пипеток, есть ли средства для мытья лабораторной посуды и пр. Большая часть химических лабораторий ВШХТ мне очень понравилась, а была я в лабораториях двух факультетов: Факультета пищевой и биохимической технологии и Факультета химической технологии. Все есть, и все у умом расставлено и организовано.

laborator3

Уже после посещения первого Дня открытых дверей в ВШХТ, в ноябре, я остановила свой выбор на Факультете пищевой и биохимической технологии. На второй День открытых дверей, в январе, я ехала с конкретной целью — ознакомиться с тематикой работы научно-исследовательских кафедр на этом факультете. Меня заинтересовали три кафедры: Кафедра молока, жиров и косметики, Кафедре химии и анализа продуктов, и Кафедре консервирования продуктов. Везде мне очень понравились люди, состояние лабораторий и тематика работы. Я искала ориентацию на практику, и именно потому эти три кафедры меня привлекли: Кафедра молока, жиров и косметики, к примеру, разрабатывает технологии изготовления кисло-молочных продуктов, Кафедра химии и анализа продуктов — изучает состав и питательность, Кафедра консервирования — разрабатывает упаковки для продуктов, чтобы они хранились дольше, но при этом бы использовалось минимум консервантов. Все эти тематики очень сильно завязаны на практику, никакой «воды» и воздушных замков — везде исследуются реальные продукты, стоящие на полках в магазинах.

Письма профессорам и резюме (CV)

В начале февраля я получила на руки нострификацию своего диплома, с радостью обнаружив, что его признали равным чешскому магистерскому. А еще через неделю на сайте Факультета пищевой и биохимической технологии появился список тем, предлагаемых для выполнения в качестве докторских диссертационных работ. Темы были сгруппированы по кафедрам, поэтому ориентироваться в списке было легко. Указано было название темы, ее краткое описание и фамилия научного руководителя. Я немедленно взялась за дело — написание писем потенциальным научным руководителям, составление резюме.

uvod

Резюме — это центральный момент письма будущему научному руководителю. Без приложенного резюме некоторые профессора, которым пишут очень много, вообще письмо читать не будут. Лично я делала резюме в формате Europass, на соответствующем сайте. Очень удобно: нужно просто заполнить все необходимые поля, и резюме само сгенерируется, останется только скачать его с сайта. Сохраненное резюме можно снова загрузить в форму, если потребуется что-то отредактировать, а потом снова его скачать, в обновленном виде. Я составляла резюме и на чешском, и на английском, получилось два отдельных документа. Послала, правда, только резюме на чешском — так мне посоветовали учителя в школе. Рекомендации по выполнению резюме я брала здесь.

Я выбрала себе 4 темы из списка, написала письма 4-м профессорам. Фамилии все были незнакомые, ни одного из этих людей на Дне открытых дверей я не видела — а я запоминала все фамилии и лица, какие только могла. Писала фактически наобум, ориентируясь только на то, интересна мне тема или нет. В самом тексте письма я написала, кто я, где училась, что делаю сейчас. Все это уместила буквально в несколько предложений — ведь вся информация обо мне и так есть в резюме. Основную часть письма я посвятила описанию своей мотивации: написала, что в России занималась катализом и адсорбцией, изучала такие-то процессы и такие-то катализаторы, что мой диплом нострифицировали как магистерский, признав его равенство учебной программе «Органическая технология», которая преподается на Факультете химической технологии ВШХТ, что я уже два раза была в ВШХТ на Дне открытых дверей и очень заинтересовалась тематикой работы его кафедры, изучением того-то и того-то. В общем, написала все как есть, особый акцент сделав на то, что выбрала данную тему из-за ее ориентации на практику. Для всех четырех писем я использовала один и тот же шаблон, меняя только название кафедры, тематику работы и обращение в начале. Целью моего письма была встреча с потенциальным научным руководителем, знакомство, я не просилась сразу же в докторантуру — просто вежливо интересовалась, не найдется ли у него время на встречу со мной, на рассказ о своей работе. К письму я приложила резюме на чешском в формате pdf и скан своей нострификации — файл в формате jpg.

Мне ответило трое из четырех профессоров. Срок ответов был разный: кто-то ответил через 3-4 дня, кто-то — через две недели. Профессор, ответивший первым, выразил радость, что я заинтересовалась его темой, и сразу согласился на встречу. Другой профессор написал, что данная тема уже занята: по уставу ВШХТ все докторские темы должны быть оглашены публично, на официальном сайте, вне зависимости от того, проявил ли к данной теме интерес кто-то из нынешних магистрантов. На практике получается, что профессора охотнее берут своих же магистрантов — тех, которые делали у них дипломную работу, нежели людей со стороны (которых, к слову, приходит не так уж и много). Так или иначе, тот профессор предложил мне другую тему, очень близкую к той, на которую я просилась. Более того, научным руководителем на той теме, которую он мне предложил, был как раз один из тех профессоров, которым я писала. Мы договорились, что встретимся и обсудим все втроем — я и двое профессоров. Тот второй мне так ничего и не ответил — видимо, не посчитал нужным, раз со мной уже общается его коллега. Последний профессор отозвался нескоро, недели через две. К этому моменту я уже побывала на двух встречах и свой выбор сделала. Поэтому я написала ему, что уже нашла себе тему и руководителя, не забыв поблагодарить за согласие на встречу.

Встречи с профессорами

Встреча с первым профессором прошла просто на ура. Мне понравилось все: и тематика исследований, и лаборатории, и то, как профессор рассказывал о своей работе. Отношение с его стороны было очень дружелюбное и приветливое. Рассказал он очень многое: как тематика возникла, как развивалась, что исследуется в данный момент, какие у этой работы перспективы, кто еще занимается данной темой в мире, с какими лабораториями и институтами кафедра сотрудничает. Все было очень четко и понятно: уже исследовали то-то и то-то, а непонятно пока вот это и вот это, и если вы к нам придете, будете вот это изучать. Методы будете использовать такие-то и такие-то, а еще поедете на такую-то ежегодную международную конференцию, там есть такая-то устоявшаяся секция, которая занимается нашей темой. Насчет практического применения полученных результатов тоже сразу было все очевидно: результаты востребованы, кафедра анализирует состав продуктов, которые производят фирмы-гиганты вроде Nestle. Понравилось и то, что работа разнообразная: нужно анализировать и то, и другое, и третье, да еще и разными методами. Сам профессор тоже очень понравился: видно, что человек ведет активную научную и педагогическую деятельность, читает лекции, и ему самому все это очень интересно, постоянно приходят в голову новые идеи. Люди на кафедре действительно работают и действительно что-то делают, и мне это очень понравилось.

chodba2

Разговор был живой и интересный, даже не хотелось уходить. Сначала в основном говорил профессор, рассказывал о своей работе, водил по лаборатории, а я только задавала уточняющие вопросы, если мне было что-то непонятно. Потом профессор стал спрашивать меня, где я буду жить, есть ли у меня в Чехии родственники или друзья, каков мой источник финансирования и т.д. Я ответила, что друзей и родственников нет, жить планирую в общежитии, а финансово рассчитываю на докторскую стипендию и помощь родителей. Профессор сказал, что базовая докторская стипендия составляет приблизительно 6 тысяч крон, плюс еще возможно надбавки за участие в проектах и грантах, написание статей, преподавание. Общежитие, как он сказал, стоит в месяц от 3-х до 4-х тысяч крон. Рассказал немного и о студенческих столовых, о скидках на транспорт. Обсуждение общих вопросов длилось совсем недолго. Большую часть времени мы говорили о научно-исследовательской работе кафедры, организации учебы докторантов, экзамене в докторантуру.

Насчет экзамена он сразу мне сказал не волноваться. По его словам, ничего сложного там нет: просто интервью с комиссией, в которой будет присутствовать заведующий кафедрой и еще 2-3 человека. Спросить на экзамене могут, к примеру, какие аналитические методы я буду использовать в своей работе, что именно я буду анализировать, какие физико-химические принципы при этом будут задействованы и т.д. Интервью может быть и на английском, и на чешском, в один день для всех желающих учиться в докторантуре на этой кафедре. Приглашение на экзамен придет по e-mail’у, как только будет известна дата и студенческий отдел обработает мою приглашку.

Приглашка на обучение в докторантуре ВШХТ существует только в бумажной форме, заполнить ее в электронном виде не получится. Нужно скачать формуляр с сайта, заполнить его, а затем получить подпись научного руководителя. Это — главное отличие докторской приглашки от магистерских и бакалаврских. Без подписи руководителя студенческий отдел приглашку не примет. Профессор, с которым я встречалась, был готов в тот же день подписать приглашку и даже пойти со мной вместе в студенческий отдел, чтобы помочь утрясти все необходимые формальности. Я отказалась — у меня на следующую неделю была назначена еще одна встреча, с другим профессором, и та тема в тот момент меня интересовала больше. В итоге я сказала, что не помню точно, как формулируется название моей специальности в переводе на чешский, и поэтому сейчас заполнять приглашку не готова. Очень не хотелось говорить, что я еще на какую-то встречу еду, потому что видно было, что этот профессор ко мне расположен. В итоге сошлись на том, что я ему напишу.

maso

Вторая встреча была полной противоположностью первой. Не задалось с самого начала: назначенный день совпал с датой, когда меня вызвали в полицию по делам иностранцев на сдачу биометрии. Полицию я перенесла, обратившись за помощью к пани Бителовой, замдиректора учебного центра UJOP в Марианках. Видимо, на лице у меня было написано такое отчаяние, когда я описывала свою ситуацию, что она сама позвонила в полицию и сказала, что у меня в этот день экзамен. В результате сдачу биометрии отодвинули на неделю. А потом оказалась, что встреча с профессором переносится, потому что он занят. Именно на эту тему в тот момент я больше всего рассчитывала, т.к. судя по Дню открытых дверей и по описанию темы, кафедра была просто супер и тема тоже. Как, оказывается, я ошибалась…

Меня ждали два профессора: тот, к которому я хотела изначально, и тема которого уже была занята, и тот, к которому мне предложили пойти вместо этого. Я пришла, поздоровалась, села за стол. Они сидят напротив, смотрят на меня и молчат. Ждут чего-то. Мне терять нечего, я достала приготовленные бумаги, стала рассказывать про свой диплом: что я делала, что изучала, как проводила эксперименты, чему научилась. Потом перешла к тому, почему я выбрала эту тему для обучения в докторантуре, почему меня интересует именно эта проблематика, какие подходы лично я к ней вижу и т.п. Закончила. Они сидят и смотрят на меня с тем же самым выражением. Пауза. Я вроде как все уже сказала, больше мне добавить нечего. Я жду. Они неохотно зашевелились, начали что-то говорить про то, что тема обширная, что занимается ей уже тот-то и тот-то, что в докторантуру хочет пойти такая-то магистрантка, но для меня место тоже найдется и т.п. В общем, все это я и так уже знала из их ответа по e-mail’у. Мне хотелось услышать, что конкретно я буду делать, какую часть работы выполнять, зачем, в конце концов, они вообще хотят взять себе докторанта. Потому что переливать из пустого в порожнее мне надоело. Я хочу работать по-нормальному. В итоге мы переместились в лаборатории, где мне показали: вот это такой-то прибор, вот это такой-то, вот здесь измеряют то-то, а вот здесь — то-то. Очевидные вещи, достаточно почитать инструкцию. Все. Добиться какой-то конкретики я так и не смогла.

Еще мне очень не понравилось то, что в разговоре эти люди постоянно сбивались на тему денег. Вот, у вас будет такая-то базовая стипендия, а еще существуют надбавки по грантам — столько-то тысяч, по проектам — столько-то тысяч, а еще есть преподавание, конференции и пр. Как будто я исключительно ради денег сюда пришла. В целом, атмосфера встречи была какая-то вяло-ленивая: может быть, вы хотите то, а может быть, то… Ну а нам-то, собственно, все равно. Причем создавалось ощущение, что не только я им не интересна, но и сама их работа тоже. Уехала я в большом разочаровании.

Собеседование в докторантуру

Через несколько дней моя приглашка в докторантуру, подписанная первым профессором, уже была в студенческом отделе. Специально для этого пришлось ехать в Прагу еще раз. Мой пакет документов для поступления в докторантуру составили следующие бумаги:

Оплачивать докторскую приглашку в ВШХТ не надо, она рассматривается бесплатно. Не требуется и печать врача на приглашке об отсутствии противопоказаний к обучению.

Что интересно: сертификата на знание чешского языка на уровень В2, который требуется для обучения на бакалавриате или в магистратуре ВШХТ, в списке документов для докторантуры нет. В студенческом отделе, когда я относила туда приглашку и все остальные документы, мне тоже ничего про сертификат не сказали. Так или иначе, сертификат UJOP в начале июня у меня будет, так что беспокоиться не о чем.

Примерно через 2 недели после того, как я отдала приглашку в студенческий отдел, мне на e-mail пришло письмо с учетными данными SIS (studijní informační systém), с помощью которых я могу войти в информационную систему ВШХТ и следить за состоянием своей приглашки онлайн. В данный момент там написано, что рассмотрение моего заявления об обучении в докторантуре находится в процессе.

В середине апреля обычной почтой и на e-mail мне пришло приглашение на собеседование в докторантуру. В приглашении была указана дата (29 апреля), время (13 часов) и место проведения собеседования (нужный корпус ВШХТ и аудитория). По e-mail’у еще дополнительно пришел список всех кандидатов в докторантуру, с указанием очередности собеседования и точного времени, кто во сколько идет. Всего в списке было 18 человек, я оказалась девятая, а мое точное время, как выяснилось, не 13:00, а 14:00. Больше в приглашении ничего не было написано: ни что будет включать в себя собеседование, ни даже на каком языке будет проводиться.

zaver

Я написала письмо научному руководителю с просьбой прислать мне материалы для подготовки (статьи, отчеты, материалы лекций и пр.) и еще поинтересовалась, к собеседованию на каком языке мне готовиться: на чешском или на английском. Материалы мне руководитель прислал, а насчет собеседования ответил, что это решает заведующая кафедрой, и лучше мне готовиться на обоих языках. Встречи с заведующей кафедрой я побаивалась — это была та самая женщина, которая сделала мне замечание на Дне открытых дверей за фотографирование слайдов ее презентации. Я ей потом написала письмо с извинениями, на которое она ничего не ответила. Сами понимаете, готовилась я на совесть.

Прежде всего, я прочла все материалы, которые прислал мне научный руководитель, и написала свой собственный текст: то, как я вижу свое обучение в докторантуре, что конкретно я буду делать, что уже известно по моей теме и что еще требуется изучить. Этот текст я отослала на проверку своему научному руководителю. Мой текст руководитель одобрил. Кроме того, я проговорила этот текст в школе перед классом. Мне бы все равно пришлось это делать, т.к. по окончании курса все студенты обязаны сделать презентацию по одному из профильных предметов и рассказать ее на устной части заключительного экзамена по чешскому языку. Эта презентация — необходимое условие для получения сертификата о знании чешского на уровень В2. Тему студент выбирает себе самостоятельно и готовится заранее. Наш классный руководитель в обязательном порядке слушает всех своих студентов, дает им возможность отрепетировать свою речь перед экзаменом. Лично мне это помогло вдвойне: и в целях подготовки к собеседованию, и как репетиция презентации на заключительном экзамене.

vychod

В назначенный день я приехала в ВШХТ, встретилась со своим научным руководителем, который меня немного подбодрил перед собеседованием. Оказалось, что моего научного руководителя в комиссии не будет, и это был второй неприятный сюрприз для меня. Первый я устроила себе сама накануне: посчитала количество тем в списке и сравнила его с количеством претендентов в докторантуру. Оказалось, что тем всего 16, а кандидатов в докторантуру — 18. Оставалось только надеяться, что это меня никак не касается, что на мою тему по-прежнему всего один претендент — я сама. Мой научный руководитель ничего не сказал мне на этот счет при встрече, и я немного успокоилась.

Запускали в кабинет не по одному, как я ожидала, а по трое, и спрашивали всех по очереди. Я оказалась в тройке с двумя чешками. Мы зашли в кабинет, сели на стулья, которые были полукругом расставлены перед комиссией. Комиссия состояла из четырех человек, в центре стола сидела заведующая, по бокам от нее — еще две женщины и один мужчина. Не знаю, узнала меня заведующая или нет, но виду не подала — вела себя так, будто видит меня впервые. В руках у членов комиссии были все документы из наших личных дел, и, поглядывая в них, они начали задавать вопросы…

Начали с вопросов о мотивации: почему вы идете в докторантуру, что от нее ожидаете и т.п. Вопрос задавали общий для всех, а потом выслушивали ответы каждого из претендентов. Что отвечали чешки — я особо не прислушивалась, думала о том, что сейчас буду говорить сама. Когда очередь дошла до меня, вопрос повторили еще раз — видимо, не были уверены, что я хорошо понимаю чешский. Только уже не спрашивали о мотивации и о том, что я ожидаю от докторантуры, а просили рассказать что-нибудь о своем обучении в России, о дипломной работе. Я ответила, что училась на такой-то специальности в таком-то университете, изучала такие-то катализаторы, такие-то процессы и реакции, сказала, что мой диплом нострифицировали как магистерский по «Органической технологии». Тогда меня спросили, почему я вдруг решила пойти на Факультет пищевой и биохимической технологии, если писала свой диплом совсем по другой тематике. Я ответила, что в этом большую роль сыграл День открытых дверей, знакомство с кафедрами и профессорами, что мне действительно показалась интересной эта тема, понравился сам факультет. Кроме того, я много читала про ВШХТ в Интернете, еще находясь в России, и выбрала себе этот вуз где-то год назад. Комиссия заулыбалась, они выглядели весьма польщенными)) Слово взял один из профессоров: сказал, что у человека с хорошими знаниями органической технологии, скорей всего, не будет проблем при изучении химии продуктов, но какие-то моменты придется изучать дополнительно, читать литературу и ходить на лекции. Добавил, глядя в перевод моего диплома: «Да, я вижу, у вас тут много предметов, связанных с катализом и органической технологией… А биохимию-то вы тоже изучали, не так ли?» Я ответила, что изучала, но не в подробностях, а только основы. На что он отреагировал: «Да-да, вижу, вот у вас есть этот предмет… Но вам придется привыкнуть к тому, что химия продуктов — это не многотоннажное органическое производство, а нечто менее масштабное, связанное с примесями, контаминантами, которые нужно уметь выявлять. Но вы справитесь, я уверен… Вы выбрали себе как раз тему, прямо относящуюся к контаминантам, так что, я думаю, понимаете, о чем идет речь.» Я ответила, что, разумеется, понимаю.

Потом комиссия снова стала что-то спрашивать у чешек, а я опять не прислушивалась — поняла уже, что мне будут задавать несколько другие вопросы, нежели им. И действительно, меня спросили, как получилось так, что я приехала в Чехию — был ли это случайный выбор или нет. Я сказала, что ехала прицельно на курсы чешского языка, который организует Карлов университет, UJOP, потому что у меня про эти курсы было достаточно информации: я знала, где я буду жить, как будет организовано обучение, какой сертификат я получу по окончании и т.п. Кроме того, это была единственная возможность, которую я смогла найти, учиться в чужой стране на том языке, на котором говорит ее коренное население. Этот ответ комиссию полностью удовлетворил, и они сказали, обращаясь ко всем: «Теперь мы должны удостовериться, что вы знаете хоть немного английский язык. Этот пункт — обязательная часть собеседования, у нас тут есть соответствующая графа. Попробуйте нам что-нибудь сказать на английском, дайте сами оценку своим знаниям, например. Начнем с вас, Александра.» Я сказала, что могу читать статьи и книги на английском, что с пониманием специальных текстов у меня проблем нет. Устную речь тоже неплохо понимаю, когда говорят не очень быстро, и сама могу ответить. Меня спросили, где я изучала английский язык. Я ответила, что в школе и в университете. Этих нескольких фраз комиссии показалось достаточно, они стали задавать вопросы чешкам. После того, как все ответили, собеседование было закончено. Нам сказали, что о результатах нам сообщат по e-mail’у, либо можно следить за состоянием своей приглашки в SIS. Мы попрощались и вышли из кабинета.

В целом, все было гораздо проще, чем я того ожидала. Не было вопросов ни по химии продуктов, ни по теме будущей диссертации, ни по аналитическим методам, которые я буду использовать в своей работе. Бытовых вопросов — где и на что вы будете жить — они вообще не задавали. И английская часть собеседования, которую я больше всего боялась, оказалась совсем короткой и простой. Удивило и то, что запускали тройками, а не по одному, и с каждой тройкой разговаривали всего где-то минут двадцать. Может быть, так сделали потому, что кандидатов в докторантуру было много, и разговаривать с каждым подолгу просто не было времени. Может быть, дело в том, что большую часть кандидатов они и так знали, и спрашивать у них было особо нечего. Что касается меня, то комиссия, по сути, просто удостоверилась в моей общей адекватности и умении понимать и говорить по-чешски. Я готовилась основательнее, чем оно оказалось нужно, но не жалею об этом — ведь никто не знал заранее, что будет представлять из себя это собеседование. Результатов пока нет, но мне почему-то кажется, что все в порядке, меня берут 🙂

Интервью оставило хорошее впечатление. Члены комиссии мне понравились, с ними было очень интересно разговаривать. Видно было, что я им интересна, что они действительно хотят знать, почему я приехала учиться в их страну, что именно меня здесь привлекло. Надеюсь, мои ответы их не разочаровали)

UPD 11.06.2013 Получены документы из ВШХТ о зачислении!

Первый листок — это, собственно, и есть решение о зачислении («Rozhodnutí o přijetí») на докторскую учебную программу «Химия и анализ продуктов». Именно с решением о зачислении я пойду на продление ВНЖ в полицию по делам иностранцев в Праге.

Строго говоря, подтверждение об обучении, которое входит в список обязательных документов для продления визы, могут выдать только после записа в студенты. Пока человек не побывал на записе, он не подтвердил свое желание учиться в вузе, поэтому прав студента у него нет, и подтверждение об обучении («Potvrzení o studiu») ему выдать на могут. Запис в этом году 2 сентября, а крайний срок подачи документов на продление ВНЖ — за 14 дней до окончания действия текущей биометрической карты. Для студентов Марианок это 16 августа, т.к. карты у нас до 31-го. К счастью, в полиции все это понимают, и продлиться можно по решению о зачислении. А подтверждение об обучении донести уже позже, после записа.

rozhodnuti

Второй листок — решение о том, что мне полагается базовая докторская стипендия, в 2013/2014 учебном году составляющая 5 400 крон в месяц:

stipendium

Последний листок — информация о дате записа и о дальнейших разновидностях стипендий для докторантов (за преподавание, участие в научно-исследовательских проектах, стипендия на оплату жилья для иногородних):

zapis

Теперь осталось только подать документы на продление визы в Праге и — можно радостно лететь домой на каникулы.



10 комментариев

Avatar

Наталия

13 мая 2013 в 00:30

Александра, Вы такой труд проделали с поступлением! Вы большая молодец! Очень за Вас рада, что диплом нострифицировали, как магистерский. Читая более ранние Ваши заметки, не понимала, почему в магистратуру идете, теперь поняла, что Вы не были уверены, как диплом нострифицируют. Слава Богу, все получилось, теперь я Вам желаю, чтобы и все дальнейшее получилось без проблем, Вы этого заслуживаете!

Avatar

Наталия

13 мая 2013 в 00:33

P.S. Неужели и мой ребенок тоже так вот поступит, отучится и в докторантуру пойдет, булет таким же умным и самостоятельным? Я буду счастливейшей мамой на свете!

Avatar

aleksandra

13 мая 2013 в 17:00

Наталия,

спасибо вам. Я тоже очень надеюсь, что все сложится так, как я хочу. А вашему ребенку желаю всего самого наилучшего, пусть у него все получится, он поступит куда хочет и ему будет интересно учиться (это самое главное!)

Avatar

Екатерина Д.

9 июня 2013 в 08:40

Александра, спасибо за информацию. Не могли бы вы написать о рейтинге химических ВУЗов? Много читала, что в ВШХТ учиться тяжелее всего, а какие перспективы у выпускников после его окончания? Востребованы ли профессии этого ВУЗа? Есть ли статистика трудоустройства новоиспеченых специалистов ВШХТ?

Avatar

aleksandra

9 июня 2013 в 10:47

Светлана,

спасибо! И вам тоже удачи))

Екатерина Д.,

да, вы правы, учиться в ВШХТ сложно. По данным чешской Википедии, после первого года отчисляют около половины студентов: http://cs.wikipedia.org/wiki/Vysok%C3%A1_%C5%A1kola_chemicko-technologick%C3%A1_v_Praze Главная причина, как они пишут, это «низкая подготовленность выпускников средних школ к обучению в технических вузах».

Что касается рейтингов, то их существует много. Есть свежие, есть не очень. Есть с обоснованиями, есть без. Самый свежий, за 2012-2013 год, вот: http://fakultaroku.cz/zebricky На первом месте там идет Химический факультет VUT в Брно, на втором — Химико-технологический факультет Университета в Пардубице, потом — различные факультеты ВШХТ. Лично мне не понятно, как этот рейтинг составлялся, по каким критериям. Там никаких комментариев нет. Похоже, студенты и выпускники просто голосовали на соответствующем веб-сайте. Не очень-то я доверяю таким рейтингам.

Самый свежий рейтинг, который я нашла и которому, на мой взгляд, доверять можно, относится к 2009 году: http://ihned.cz/c1-34596960 Там есть хоть какие-то комментарии. Лидирует Природоведческий факультет Масарикова университета в Брно, затем идет ВШХТ, на третьем месте — Химический факультет VUT в Брно. Что интересно: выпускники VUT и ВШХТ почти одинаково оценивают качество обучения в своем вузе. Учебу в VUT позитивно оценивают 89% опрошенных, 75% нашли работу после окончания. Обучением в ВШХТ довольны 75-80% опрошенных, легко или без значительных затруднений работу себе нашли более 80% выпускников.

А вот работодатели в области химической промышленности считают, что лучше всего подготовлены к работе как раз выпускники ВШХТ. Причина — самый большой набор специальностей и самый лучший преподавательский состав. ВШХТ, по мнению работодателей — гигант в области подготовки кадров для химической промышленности. Именно выпускников ВШХТ работодатели берут себе охотнее всего.

Статистика трудоустройства есть и на сайте ВШХТ: http://vscht.cz/document.php?docId=211 Правда, за 2002 год. Легко работу себе нашли почти 60% опрошенных, с малыми затруднениями — около 30%. По своей специальности работают около 40%, по близким — 30% выпускников. Те студенты, которые учились только на «хорошо» и «отлично», в 90% случаев не сталкивались с безработицей. Легко себе работу нашли 60% отличников.

По-моему, результаты более чем обнадеживающие.

Avatar

Наталья

11 июня 2013 в 11:58

Скажите, а есть ли какая-нибудь информация о технологическом факультете в Злине? Может кто собирался туда поступать или учится там? Очень интересует уровень подготовки на полимерах. Буду признательна за любую информацию.

Avatar

aleksandra

11 июня 2013 в 16:37

Наталья,

информации крайне мало. Никого не знаю, кто бы там учился или хотел поступать. Честно говоря, не самый лучший университет. Молодой, в 2001 году всего основан. Хотя, справедливости ради надо сказать, что Технологический факультет еще раньше появился, в 1969 году, но до 2001 года считался частью Технического университета в Брно. Кроме интересующих вас полимеров на факультете, надо сказать, ничего и нет. А полимеров много: и такие, и сякие: http://www.utb.cz/ft/chci-studovat/bakalarske-studijni-programy Учебный план на бумаге почти не отличается от учебного плана на такой же специальности в ВШХТ. Но это все — на бумаге, а как там все в действительности — кто знает. Университет малоизвестный, какой-либо существенной научной деятельности не ведет. Вот, можете карту научных публикаций посмотреть: http://cvut.ru/2012/06/mapa-paperu/#more-615 Раз нет прогрессивной научной деятельности — значит, нет и стимула к развитию. А раз так, то и качество образования вряд ли выше, чем в ВШХТ.

Я вам однозначно рекомендую идти на похожую бакалаврскую специальность в ВШХТ: http://vscht.cz/main/studenti/zajbak/fcht.bak.chtm.sp.html Это — очень хорошая базовая специальность под названием «Химия и технология материалов». А в магистратуру уже можете идти на «Полимерные материалы» (http://www.vscht.cz/main/studenti/magistri/fcht.mag.chmmi.p.html). После нее, по крайней мере, вполне внятные перспективы. И шанс на трудоустройство несомненно выше.

Avatar

Екатерина Д.

14 июня 2013 в 19:31

aleksandra, спасибо за информацию о ВШХТ и рейтингах.

Avatar

Айгерим

22 октября 2013 в 07:46

А какие вступительные экзамены в вшхт на магистратуру? допустим на кафедру технологии неорганики, кафедру металлов, кафедру аналитической химии и кафедру физической химии?

Avatar

Александра Рыбинская

22 октября 2013 в 09:14

Айгерим,

ответила вам в личных сообщениях вКонтакте. Повторюсь здесь: вступительных экзаменов в ВШХТ нет ни на бакалавриат, ни в магистратуру. По крайней мере, пока нет.

Оставить комментарий

Новые комментарии

Вступай ;)